Автомобильный холодильник своими руками на элементах Пельте

Содержание

Холодильник своими руками

Автомобильный холодильник своими руками на элементах Пельте

Во время борьбы за экологичность и достойное существование внимание обращается на мельчайшие детали.

Устали от постоянного шума кулера в процессоре — помните, устройство требует охлаждения, иначе BIOS просто вырубит системный блок вместе с операционной системой. А в жару хочется покоя и тишины. Решение найдено.

Прежде говорили, что холодильники не исключительно компрессорами живы, созданы альтернативные модели. Подумаем, возможно, удастся собрать холодильник собственными руками.

Предыстория холодильников, или Пособие для изобретателя

Упоминали в обзорах про адсорбционные холодильники, работающие на голубом топливе. Газ, сгорая, заставляет хладагент циркулировать и охлаждать отсеки. Безусловным достоинством конструкции считается бесшумность.

Удаётся услышать легкое шипение от горения топлива, перетекания жидкости по трубкам. Но решение далеко не единственное. Писали, что дорогие автомобильные холодильники работают по иному принципу – на элементах Пельтье.

В 1834 году установлено, что при пропускании постоянного тока через проводники и полупроводники выделяется либо поглощается тепло. Эффект не списывался на закон Джоуля-Ленца: в последнем случае жар выделялся, но охлаждение оставалось недостижимым. Научного объяснения никто не дал, но стало известно, что при пропускании тока в одном направлении тепло поглощается, в другом выделяется!

Известен случай, когда студент отчитывался перед преподавателем на предмет цифровых технологий, компьютеры еще не обрели сегодняшней силы. Процессоры Пентиум II только-только появились на рынке РФ, хотя в США, безусловно, уже встречались и четвертые. Дело сводилось к питанию мозга ЭВМ, к желанию постоянно снизить вольтаж.

Заметили, что процессор потребляет 75 Вт. Одновременно напряжение питания оставалось в районе 3 В. Получается, что маленький кристалл потреблял ток… 25 А. Любой аккумулятор при зарядке не способен на такое. Преподаватель высказался, но оказался не совсем прав.

При указанном малом напряжении процессор в действительности потребляет гигантский ток, часть мощности уходит на полезные нужды, неизбежно происходит выделение тепла в окружающую среду.

И ощутимого! Без кулера процессор может дойти до точки кипения, грелся бы дальше, но системы защиты выключат питание раньше. Получается, процессор расходует значительную мощность. Недавно на рынке появились элементы Пельтье, призванные охлаждать разбушевавшийся мозг.

Некий пользователь заметил, что процессор охладился… до минус 10 градусов Цельсия. Впечатляет?

Элементы Пельтье нельзя назвать дешевыми. Как на их основе построить самодельный холодильник: поставить параллельно внутри термоизолированной емкости, где температура примется постепенно падать.

Но мощность морожения холодильников не измеряется в ваттах, вычисляется по количеству (в килограммах) продукции, температуру которой возможно понизить до заданной. Не знаем, что подразумевается под утверждением, что мощность элемента Пельтье составляет 77 Вт.

При цене 300 рублей за штуку стоит попробовать рассчитать стоимость самодельного холодильника, соотнеся указанные параметры. Мы предлагаем иной путь.

Помните, в обзорах приводили методику для определения потребной мощности нагрева помещения, а теперь ее используем в обратной последовательности. Шаги эксперимента:
  1. Понадобится обыкновенный градусник. Лучше простой уличный. Градусник поместим в наш самодельный холодильник.
  2. Делаем корпус. В настоящих холодильниках применяется для теплоизоляции пенополиуретан. Купите баллончик в магазине строительных материалов. Сгодится и пенопласт, рекомендуем применить изоляцию отражающего типа Пенофол либо подобную. К примеру, берется ящик, с двух сторон плотно отделывается упомянутым материалом, собственно, уже готов неплохой самодельный холодильник. Для сведения — материал взят из космической отрасли, где использовался для создания скафандров. Солнечные лучи убийственны вне атмосферы, а космический холод заставит вздрогнуть самого Саурона, но космонавту все перечисленное не причиняло особенного вреда под слоем Пенофола. Разумеется, в скафандрах применялось золото, серебро, а не алюминий, возможно, обошлось без полиэтилена. Факт – характеристики материала изумительны.
  3. Охладителем вначале станет единственный элемент Пельтье. Вмонтируем его на клей-герметик. Потом покажем методику, позволяющую найти число модулей, необходимых, чтобы самодельный холодильник начал морозить.

Методика расчета самодельного холодильника на элементах Пельтье

Исходим из факта, что теплопотери зависят линейно от разницы температур внутри и снаружи самодельного холодильника. Идём от простого к сложному:

  1. Допустим, температура в комнате составляет 20 ºС и на протяжении опыта остаётся неизменной. Начнем исследование. Очевидно, что при отсутствии элементов Пельтье температура внутри холодильника составит 20 ºС. Это первая точка на прямой (потери линейно растут от разности температур снаружи и внутри самодельного холодильника). Установим элемент Пельтье с радиаторами на обоих боках, причем наружный станет обдуваться кулером для усиления эффекта.
  2. Через время температура в отсеке объемом 30 литров составила 14 ºС. Утверждаем, что, добавив еще два элемента Пельтье с радиаторами и кулерами, любой получит 2 градуса тепла внутри самодельного холодильника, если в комнате 20 ºС тепла. Схема:
  • Начертите на листе бумаги две оси. В точке пересечения по обеим – нуль. Горизонталь – линия температур.
  • Отметьте на горизонтали точку 20 ºС. Это исходный момент, когда тратится нуль мощности, а температура внутри самодельного холодильника равна комнатной.
  • Теперь чертите из нарисованной точки прямую, пересекающую вертикальную ось на любой, но обязательно положительной высоте. 
  • Отметьте на две трети от начала координат точку на оси Х (температур). Это 14 ºС, а по вертикали на линии — мощность одного элемента Пельтье, уравновесившего потери.
  • Теперь отметьте точку на треть от начала. Здесь 8 ºС, а элементов Пельтье понадобится уже два. Это видно по графику.

Выводы по конструктиву самодельного холодильника

Остальные выводы читатели сделают самостоятельно: самодельный холодильник даст 2 градуса тепла по шкале Цельсия, если снабдить прибор тремя элементами Пельтье с кулерами. Опыт допустимо обобщать, подбирать оптимальную изоляцию, варьировать условия.

К примеру, кулеры убрать, чтобы не шумели и не тратили энергию. Это упростит конструкцию. Но хотим охладить пыл изобретателей: в настоящих, не самодельных холодильниках, используются два вентилятора, для холодного и горячего контура. Экспериментируйте.

Устройство холодильника вытерпит компьютерный блок питания. Вспомните, сколько потребляет процессор! Элемент Пельтье далеко не главное внутри. Вольтаж уже заранее приспособлен, не придется искать редких деталей.

Покупаете три элемента Пельтье, чтобы самостоятельно сделать холодильник, берете блок питания из старенького ПК, сооружаете коробку с двумя кулерами, получаете готовый продукт.

Причем способный работать от автомобильного аккумулятора.

Принцип действия холодильника настолько очевиден, что понятен детям. При изменении направления тока элементы Пельтье работают на нагрев. Хорошо иметь рядом теплую пищу, когда вокруг нет подогревательного устройства.

В последнем случае закон работает в обратную сторону. Три элемента Пельтье внутри самодельного холодильника обеспечат температуру на 18 ºС выше окружающей среды. Если в машине 25, в коробке покажет 43. Достаточно, чтобы перекусить и не жаловаться.

Получается уже два прибора в одном лице.

Хотим сказать спасибо автору видео на Ютуб за великолепную идею, как сделать холодильник самостоятельно. Пусть задумка не слишком удалась, но лишь потому, что объем велик. Элементы Пельтье процессорные не настолько мощные, чтобы в одиночку одолеть большой объем, до конца не оформленный.

Источник: https://VashTehnik.ru/xolodilniki/xolodilnik-svoimi-rukami.html

Элемент Пельтье: принцип работы, применение и как сделать холодильник своими руками

Автомобильный холодильник своими руками на элементах Пельте

В 1834 году французский учёный-физик Жан Шарль Пельтье, исследуя воздействие электричества на проводники, обнаружил очень интересный эффект.

Если пропускать ток через два разнородных проводника, находящихся в непосредственной близости друг от друга, то один из этих проводников начинает сильно греться, а второй, наоборот, сильно охлаждаться. Количество выделяемого и поглощаемого тепла, напрямую зависит от силы и направления электрического тока.

Если поменять направление тока, то поменяются местами холодная и горячая стороны. Чуть позже этот феномен получил название эффекта Пельтье и был благополучно забыт из-за практической невостребованности на тот момент.

И лишь спустя сто с лишним лет, с расцветом полупроводниковой эры, появилась настоятельная необходимость в компактных, недорогих и эффективных охладителях. Так, в 60х годах 20 века появились первые полупроводниковые термоэлектрические модули, которые получили название элементы Пельтье.

Термоэлемент Пельтье

В основе любого термоэлектрического модуля лежит тот факт, что разные проводники имеют разные уровни энергии электронов.

Иными словами, один проводник можно представить как высокоэнергетическую область, второй проводник, как низкоэнергетическую область.

При контакте двух токопроводящих материалов, во время пропускания через них электрического тока, электрону из низкоэнергетической области необходимо перейти в высокоэнергетическую область.

Этого не произойдет, если электрон не приобретёт необходимое количество энергии. В момент поглощения этой энергии электроном, происходит охлаждение места контакта двух проводников. Если поменять направление протекания тока, возникнет, наоборот, эффект нагревания места контакта.

Можно использовать любые проводники, но этот эффект становится физически заметным и значимым только в случае использования полупроводников. Например, при контактировании металлов, эффект Пельтье настолько незначителен, что практически незаметен на фоне омического нагрева.

Устройство модуля

Термоэлектрический модуль (ТЭМ), независимо от своего размера и места применения состоит из разного количества, так называемых термопар. Термопара — это тот самый кирпичик, из которых строится любой ТЭМ. Она состоит из двух полупроводников различающихся типом проводимости.

Как известно, существуют два типа проводимости p и n типа. Соответственно существует и два типа полупроводников. Два этих разнородных элемента соединяются в термопаре с помощью медного мостика.

В качестве полупроводников применяют соли таких металлов, как висмут, теллур, селен или сурьма.

ТЭМ — совокупность подобных термопар, соединённых друг с другом последовательно. Все термопары располагаются между двух керамических пластин. Пластина Пельтье. Пластины изготовлены из нитрида или оксида алюминия. Непосредственно само количество термопар в одном элементе может варьировать в очень широких пределах, от нескольких штук, до нескольких сотен или тысяч.

Иными словами, элементы Пельтье могут быть абсолютно любой мощности, от сотых долей, до нескольких сот или тысяч ватт. Постоянный ток последовательно проходит через все термопары и в результате верхняя керамическая пластина охлаждается, а нижняя, наоборот, греется. Если поменять направление тока, то пластины поменяются местами, верхняя начнёт греться, а нижняя охлаждаться.

В работе элемента присутствует одна особенность, которую активно используют для усиления охлаждающей эффективности этого приспособления. Как известно, при пропускании тока через элемент Пельтье возникает разность температур между поверхностью, разогревающейся и поверхностью охлаждающейся.

Так вот, если ту поверхность, что активно нагревается подвергнуть принудительному охлаждению. Например, с помощью специального кулера, то это приведёт к ещё более сильному охлаждению поверхности, то есть той, что охлаждается.

При этом разница температур с окружающим воздухом может достигнуть нескольких десятков градусов.

Достоинства и недостатки

Как у любого технического устройства, у термоэлектрического модуля есть свои достоинства и свои недостатки:

  • Небольшие размеры. А если быть, точнее, ТЭМ может быть любого размера, от микроскопического, до гигантского.
  • Отсутствие в конструкции движущихся элементов, что делает устройство абсолютно бесшумным в работе.
  • Отсутствие в конструкции жидкостных или газовых наполнителей, что делает устройство предельно простым как в устройстве, так и в работе.
  • В зависимости от направления тока, ТЭМ может быть как охлаждающим элементом, так и нагревающим.
  • Основным недостатком ТЭМа является его низкий коэффициент полезного действия, по сравнению с холодильными установками компрессорного типа, работающими на фреоне.

Проблема повышения КПД у ТЭМов упирается в неразрешимую пока, техническую головоломку. Свободные электроны обладают, по сути, двойной природой, что на практике проявляется и они одновременно являются переносчиками как электрического тока, так и тепловой энергии.

Как следствие, высокоэффективный элемент Пельтье должен быть изготовлен из материала, обладающего одновременно двумя взаимоисключающими свойствами. Материал этот должен хорошо проводить электрический ток и плохо проводить тепло.

Пока такого материала не существует в природе, но учёные активно работают в этом направлении.

Технические характеристики

Все термоэлектрические модули обладают соответствующими техническими характеристиками:

  • Qmax — холодопроизводительность. Она вычисляется исходя из максимально допустимого тока и разности температур между противоположными поверхностями. Величина измеряется в Ваттах.
  • DTmax — максимальный температурный перепад между поверхностями элемента. Измеряется в градусах.
  • Imax — допустимая сила тока, которая необходима для возникновения максимального температурного перепада.
  • Umax — максимально допустимое напряжение.
  • Resistence — внутреннее сопротивление устройства.
  • COP (coefficient of perfomance) — коэффициент эффективности. Это и есть КПД элемента. Показывает отношение охлаждающей мощности, к потребляемой. У самых продвинутых моделей этот коэффициент чуть не дотягивает до 0.5. У более простых не превышает 0.2—0.3.

Применение ТЭМов

Несмотря на серьёзный недостаток присущий всем без исключения элементам Пельтье, а именно очень низкий КПД, эти устройства нашли довольно широкое применение как в науке и технике, так и в быту.

Термоэлектрические модули являются важными элементами конструкции таких устройств, как:

  • Мобильные холодильники. В частности, автохолодильники.
  • Переносные термогенераторы. Для получения электроэнергии в труднодоступных местах.
  • Системы охлаждения в современных компьютерах.
  • Автомобильные кондиционеры.
  • Кулеры как для охлаждения, так и для нагрева воды.
  • Осушители воздуха.
  • Лабораторные охлаждающие инкубаторы.

Элемент Пельтье в руках домашнего мастера

Нужно сразу оговориться, самостоятельное изготавливание термоэлектрического элемента занятие по меньшей мере бессмысленное и никому не нужное. Если только изготавливающий не является учеником седьмого класса и не закрепляет таким образом, полученные на уроках физики, знания.

Гораздо проще купить новый термоэлектрический элемент в соответствующем магазине. Благо стоят они недорого и недостатка в выборе конкретной модели не наблюдается. А кроме того, что в них нечему ломаться или изнашиваться, любой термоэлемент, снятый со старого компьютера или автомобильного кондиционера, не будет отличаться по своим техническим характеристикам от нового.

Наибольшей популярностью пользуется модель термоэлемента: TEC1—12706. Размеры этого устройства 40 на 40 миллиметров. Состоит он из 127 термопар, соединённых между собою последовательно.

Рассчитан на ток в 5 А, при напряжении цепи 12 В. Стоит такой элемент в среднем от 200 до 300 рублей.

Но можно найти и за сто, или, вообще, за так, если снять со старого компьютера или какого другого ненужного устройства.

Изготовить с помощью такого элемента можно, как минимум два очень интересных и полезных в хозяйстве устройства.

Как сделать холодильник своими руками

Производство портативных холодильников, в частности, для машин целиком основано на эффекте Пельтье. Для изготовления подобного устройства в домашних условиях понадобиться:

  • Термоэлемент марки TEC1—12706. Стоит 200 рублей в ближайшем магазине (специализированном).
  • Радиатор и вентилятор. Снимаются с отслужившего своё старого компьютера.
  • Контейнер. Любая ненужная ёмкость из пластика, металла или дерева. Снаружи и изнутри такая ёмкость оклеивается теплосберегающими пластинами из пенопласта или пенополистирола.

Термоэлектрический модуль встраивается в крышку контейнера. В этом случае поступление холода будет происходит сверху вниз, что приведёт к равномерному охлаждению ёмкости. Изнутри контейнера, в его крышку с помощью термопасты и крепёжных болтов прикрепляют радиатор.

Для того чтобы увеличить мощность будущего холодильного устройства, можно увеличить количество термоэлементов, до двух-трёх и более. В этом случае модули приклеиваются друг к другу, с соблюдением полярности. Иными словами, горячая сторона нижележащего элемента контактирует с холодной стороной вышележащего.

Снаружи на крышку крепится ещё один радиатор вместе с компьютерным кулером. В месте крепежа радиаторов должна быть хорошая термоизоляция между холодной — внутренней и горячей — внешней сторонами. Необходимо очень аккуратно стягивать верхний и нижний радиаторы крепёжными болтами, чтобы не треснули керамические пластины, располагающихся между ними термоэлементов.

Электричество подключается с помощью блока питания, который можно взять от старого компьютера.

Портативный термоэлектрогенератор

Такая мини-электростанция может очень выручить туриста или охотника, когда в лесу сядут батареи всех электронных гаджетов.

Очень романтично в этой ситуации взять несколько сухих щепок и шишек, развести небольшой костерок и с его помощью зарядить разряженные аккумуляторы, а заодно и поесть приготовить.

Именно это позволяет сделать портативный термогенератор, построенный на термоэлементе.

Для постройки этого чудо-девайса необходимо наличие портативной походной печки, работающей на любом виде топлива. В крайнем случае сгодится даже небольшая свечка или таблетка сухого спирта.

В печке разводят огонь, а снаружи с помощью термопасты к ней крепится термоэлектрический модуль. Посредством проводов он подключается к преобразователю напряжения.

Величина получаемого тока напрямую будет зависеть от разницы температур между холодной и горячей сторонами термоэлемента. Для эффективной работы необходима разница между холодной и горячей поверхностью как минимум в 100 градусов.

В этом случае необходимо понимать, что максимальная температура ограничена температурой плавления припоя, с помощью которого изготовлен сам модуль.

Поэтому для подобных устройств используют специальные термомодули, которые изготавливают с помощью специального тугоплавкого припоя. В обычных модулях температура плавления припоя составляет 150 градусов.

В модулях тугоплавких, припой начинает плавиться при температуре 300 градусов.

Источник: https://chebo.pro/tehnologii/element-pelte-harakteristiki-printsip-raboty-i-primenenie.html

Автомобильный холодильник своими руками : как сделать, Пельтье

Автомобильный холодильник своими руками на элементах Пельте

Сделать автомобильный холодильник своими руками лучше всего на элементах Пельтье. Устройство такого холодильника значительно проще, чем привычного для нас агрегата с компрессором и фреоном в качестве хладагента.

Несмотря на то что компрессорный холодильник имеет более высокий КПД, чем работающий на основе эффекта Пельтье, последний предпочтительней использовать в автомобилях.

Так как он обладает другими немаловажными преимуществами: меньшими габаритами и бесшумной работой.

Компрессорная климатическая техника все же используется в автомобилях, например, кондиционер. Объясняется это тем, что кондиционер охлаждает большой объем и его не удастся сделать на основе эффекта Пельтье.

К тому же кондиционер должен отводить тепло из салона автомобиля дальше, чем позволяет конструкция элемента Пельтье.

Если вам достался старый домашний кондиционер, не спешите радоваться, так как вряд ли вам удастся сделать из него автомобильный холодильник.

Охлаждение без компрессора

Эффект Пельтье заключается в том, что при протекании электрического тока через контакт двух полупроводников с различными типами проводимости (p-n переход) в зависимости от направления тока происходит либо его охлаждение, либо нагревание. Объясняется это взаимодействием электронов с тепловым колебанием атомов кристаллической решетки. А при прохождении тока через последовательно соединенные переходы тепловая энергия, поглощенная одним p-n переходом, выделяется на другом.

Если расположить элемент Пельтье так, чтобы один p-n переход был внутри контейнера с хорошей теплоизоляцией, а другой снаружи, то получится небольшой холодильник, которому достаточно питания от автомобильного прикуривателя.

Еще один холодильник, работающий без компрессора, – абсорбционный. Сделать холодильник в машину можно и из такого старого агрегата.

Но в этом случае конструкция будет зависеть, от того, что вам досталось, поэтому непременно нужно будет поменять нагреватели и терморегуляторы на 12 вольтовые.

Делаем корпус

Для изготовления корпуса вам понадобятся материалы:

  • МДФ толщиной 10 мм.
  • Алюминиевый уголок 1,5×1,5 см.
  • Вытяжные заклепки 3×15 мм.
  • Мебельные шарниры – 2 шт.
  • Замок-защелка типа лягушка.
  • Вспененная фольгированная теплоизоляция толщиной 10 мм.
  • Клеенка на тканевой основе.
  • Клей «жидкие гвозди».
  • Клей ПВА.
  • Герметик.
  • Поролоновый уплотнитель для окон.

Один элемент Пельтье не сможет значительно охладить большой объем, поэтому для одного термоэлектрического элемента не делайте корпус больше чем 40×40×30 см.

Для распила оргалита используйте электрический лобзик или дисковую пилу, если же их нет в вашем арсенале, подойдет и обычная ножовка с мелким зубом. Из листов МДФ при помощи уголков и вытяжных заклепок соберите коробку, которая будет корпусом вашего мини-холодильника.

Уголки располагайте изнутри, чтобы заклепки удерживались надежней. Все полости в стыках между деталями конструкции заполните герметиком. После высыхания герметика оклейте внутреннюю поверхность получившегося ящика утеплителем. Используйте для этого «жидкие гвозди».

На верхние торцы стенок наклейте поролоновый уплотнитель. МДФ очень гигроскопичен, поэтому перед оклейкой корпуса его необходимо загрунтовать. Вместо грунтовки разведите водой немного ПВА (в 1 часть клея добавьте 2 части жидкости). Загрунтуйте корпус, дайте ему просохнуть и оклейте его клеенкой. Не оклеивайте дверцу, так как она является радиатором, а оклейка ухудшит ее теплоотдачу.

Монтаж охладителя

Для этого понадобится:

  • Элемент Пельтье.
  • Электрический вентилятор с рабочим напряжением 12 В и крепление для него.
  • 4 винта М 3×15 с гайками.
  • Разъем для подключения к гнезду прикуривателя.
  • Два медных, многожильных, изолированных провода. Сечение определите исходя из суммарной мощности элемента Пельтье и вентилятора.
  • Термопаста.
  • Листовой алюминий толщиной 3–4 мм.

Сначала нужно изготовить из алюминия два радиатора, смонтировать между ними охлаждающий элемент и отделить их друг от друга листом теплоизоляции. Эта конструкция будет по совместительству дверкой холодильника.

При наружных размерах корпуса 40×40×30 см верхний радиатор должен быть 40×40 см, так как он будет закрывать бокс, а нижний 38×38 см, потому что он должен входить внутрь.

Отрежьте от листа утеплителя квадрат 38×38 см, в его центре прорежьте отверстие по размеру охлаждающего элемента и приклейте его к меньшему радиатору на «жидкие гвозди». Припаяйте провода питания к выводам элемента (на вывод красного цвета нужно подавать «+», а на черный «землю»).

Положите большой радиатор вниз, а на него, теплоизоляцией вверх, маленький так, чтобы их центры совпадали. В сантиметре от каждого угла выреза в теплоизоляции просверлите по отверстию Ø 3 мм одновременно в двух радиаторах. Смажьте охлаждающий элемент с обеих сторон теплопроводящей пастой и положите на свободный от утеплителя участок меньшего радиатора охлаждающей стороной к металлу.

Накройте его большим радиатором так, чтобы ранее сделанные отверстия совпали, и стяните получившийся сэндвич винтами с гайками до сжатия теплоизоляции и касания радиаторами охладителя. Контролируйте сжатие с помощью штангенциркуля измеряя расстояние между радиаторами. Толщина элемента равна 3,8 мм. После уменьшения зазора до этой величины стягивание пластин радиаторов следует прекратить.

Прикрепите получившуюся дверку к шарнирам, а их к корпусу таким образом, чтобы при ее закрывании меньший радиатор входил внутрь корпуса. Для вывода проводов из корпуса наденьте на них подходящий по диаметру отрезок резиновой трубки.

В верхней пластине рядом с контактами подключения питания охладителя просверлите отверстие размером немного меньше наружного диаметра трубки. Выведите через него провода, оставив трубочку в отверстии, чтобы провод не терся о его края.

Прикрепите вентилятор к дверце так, чтобы он был направлен на нее, и подключите его к той же паре проводов. Осталось прикрепить защелку и какую-нибудь ручку для переноски устройства и генератор холода готов.

Выбор сечения провода

Чтобы узнать ток, который потребляет построенный кондиционер, сложите номинальный ток вентилятора с аналогичным параметром охлаждающего элемента. После этого остается только выбрать из справочника соответствующие этому току сечение провода. Фрагмент справочника достаточный для принятия решения в этом случае мы приводим ниже. При длине подключения до 2 м:

  • ток до 1,5 А, сечение провода – 0,3 мм2;
  • ток – 2,5 А, сечение – 0,5 мм2;
  • ток – 3,5 А, провод – 0,7 квадратов;
  • ток – 7,5 А, провод 1,5 квадрата;
  • ток – 10 А, провод – 2 мм2.

При длине подключения 3 м:

  • Iном до 1,5 А, провод – 0,4 мм2;
  • Iном – 2,5 А, провод – 0,8 мм2;
  • Iном – 3,5 А, провод – 1,1 квадрата;
  • Iном – 7,5 А, сечение – 2,3 мм2;
  • Iном – 10 А, сечение – 3,2 квадрата.

Если ваш кондиционер потребляет больший ток, чем тот, на который рассчитан предохранитель прикуривателя, придется подключить его к клеммам аккумулятора через собственную плавкую вставку. Зато вы сэкономите на разъеме для подключения к гнезду прикуривателя.

Сечение одножильного провода S после измерения его диаметра d можно посчитать по формуле – S=π*(d/2)2. Для определения сечения многожильного провода нужно посчитать количество жилок под изоляцией, вычислить сечение одной и умножить на их количество.

Если у вас нет штангенциркуля, диаметр одножильного провода вы можете определить с помощью обычной линейки. Для этого намотайте на отвертку 10 витков провода виток к витку и измерьте линейкой длину получившейся намотки. Поделите результат на 10, и получите диаметр провода.

Требования к питанию

Питание устройства должно быть постоянным током напряжение не более 15 В. Небольшие пульсации не мешают работе.

Значит, в особых условиях самодельный кондиционер не нуждается и его можно просто подключать к бортовой сети автомобиля с 12 вольтовым электрооборудованием.

Для владельцев автомобилей с напряжением бортовой сети 24 В можно порекомендовать соединять два охлаждающих элемента последовательно.

Преимущества и недостатки термоэлектрических охлаждающих устройств

Термоэлектрический охлаждающий кондиционер на основе эффекта Пельтье обладают следующими преимуществами:

  1. Высокая удельная мощность охлаждения. При размерах 40×40×3,8 мм один элемент может отводить тепловую энергию мощностью до 57 Вт.
  2. Бесшумность работы.
  3. Невысокая стоимость. Один элемент стоит не более 3 долларов.
  4. Высокая надежность. Время непрерывной работы до выхода из строя достигает 200 тыс. часов.

Недостатки кулеров Пельтье:

  • Низкий КПД. Поэтому при большом охлаждаемом объеме тяжело добиться значительной разницы температур противоположных поверхностей.
  • Кондиционер потребляет сравнительно большую мощность. Потребляемый одним элементом ток достигает 6 А.
  • Часть потребляемой мощности расходуется на нагревание радиатора, отдающего тепло в атмосферу.

Сделанный своими руками холодильник, разумеется, не заметит кондиционер либо климат-контроль, но в любом случае облегчит поездки в жаркую погоду.

Источник: http://AutoLirika.ru/soveti/avtomobilnyj-holodilnik-svoimi-rukami.html

Как сделать холодильник на элементе Пельтье

Автомобильный холодильник своими руками на элементах Пельте

В категории товаров для туризма, активного отдыха и оборудования для дачного домика стабильной популярностью пользуются компактные портативные холодильники.

Большинство предлагаемых промышленностью изделий являются пассивными охладителями – это разного рода контейнеры с теплоизолированными стенками, удлиняющие процесс нагревания упакованной в них пищи. В отличие от них, приборы активного типа генерируют холод внутри камеры, питаясь от внешнего источника электрического тока.

Чтобы сэкономить бюджет на покупке дорогостоящего аксессуара для путешествий, можно сделать автомобильный холодильник на элементах Пельтье своими руками.

Автомобильный холодильник

Подготовительный этап

Чтобы удачно поставить элемент Пельтье себе на службу, необходимо ознакомиться с теоретической частью задачи:

  • что такое элемент Пельтье;
  • как рассчитать требуемый объем холодильника;
  • как обеспечивать устройству требуемое питание и корректный отвод тепла;
  • какие существуют схемы подключения данного термоэлектрического модуля.

Элемент Пельтье

В основе работы элемента Пельтье лежит одноименный эффект, при котором, в зависимости от направления и силы тока, протекающего через точку контакта двух полупроводников различного состава, происходит либо выделение, либо поглощение тепла.

Это явление стали использовать в радиоэлектронике для локального охлаждения интегральных матриц, диодов и т. д. Позже компактную, нешумную, недорогую и надежную деталь стали использовать как кустарную замену воздушному охлаждению процессоров ПК.

Чаще всего в качестве рабочего модуля рассматривается элемент Пельтье 12703 для холодильника полезным объемом до 0,5 куб. м.

https://www.youtube.com/watch?v=T1WYp4_Sego

Одного элемента Пельтье 12703, работающего от 12 V, потребляющего около 3А и 28 Вт; размерами 40х40х10 мм; хватает для создания в закрытом объеме 0,5-0,7 куб. м. разницы температур в 20 градусов с окружающей средой.

Деталь будет корректно функционировать только при работающем теплоотводном устройстве (металлическом радиаторе) и вентиляторе, обеспечивающем отток воздуха от него.

Если запитать элемент 12703 без обеспечения оттока тепла, равно как и его аналоги, охлаждавшие мощные диоды, он может сгореть в течение минуты.

Проверка элемента

Корпус и рабочая камера самодельного агрегата

Чтобы сконструировать автомобильный холодильник своими руками, потребуется теплоизолированный бокс с твердой неметаллической стенкой.

Это может быть серийно выпущенный термобокс для путешествий (пассивно сохраняющий прохладную температуру) или подходящий по размерам пластиковый, фанерный, сделанный из МДФ или подобного теплоизолирующего материала, ящик с плотно закрывающейся крышкой.

  1. Для удобства корпус портативной морозилки можно оснастить ручками по бокам.
  2. Внутри камера самодельного устройства должна быть изолирована с помощью пенофола, пенополистирола, монтажной пены либо листового пенопласта. Исключение – место установки охлаждающего модуля. В точке крепления нужно сделать отверстие под модуль, выемки для монтажа радиаторов и корректного отвода воздуха.
  3. Выбирая, какой лучше поставить радиатор и вентилятор охлаждения, следует обратить внимание на недорогие компьютерные детали: кулер охлаждения центрального процессора и его радиатор.
  4. При монтаже радиатора на модуль Пельтье нужно обязательно использовать термопасту.
  5. Внешний радиатор с размещенным на нем кулером следует защитить от повреждений или прикосновения, лучше с помощью решетки.

Корпус будущего холодильника

Что понадобится для сборки охлаждающего агрегата

Самодельный автомобильный холодильник с элементом Пельтье потребует таких деталей, как:

  • теплоизолированный контейнер;
  • охлаждающий модуль;
  • 2 радиатора и 2 вентилятора (внутри и снаружи);
  • термореле с выносным датчиком (микроконтроллер с термостатом);
  • переключатель на два положения (вкл./выкл.) и провод.

Для подключения к автомобильному аккумулятору понадобятся длинные провода и разъемы (крокодилы).

Не рекомендуется организовывать подключение через разъем прикуривателя, поскольку во время работы контакт сильно нагревается и может вывести из строя проводку авто.

Чтобы обеспечить работу морозильного агрегата от сети на даче, следует приобрести компьютерный или другой подходящий блок питания на 12-15 V с проводами и штепселем.

Изготовление охлаждающего устройства

Последовательность монтажа

Перед тем как поставить элемент Пельтье на холодильник, сделанный своими руками, следует проверить работоспособность конструкции, смонтировав ее в готовом виде на плоской дощечке соответствующего размера.

Схема компоновки деталей следующая:

  • модуль монтируется в вырезанное точно по его размеру отверстие в основании (крышке или стенке автомобильного холодильника);
  • к обеим его плоскостям крепятся предварительно смазанные термопастой радиаторы;
  • на каждый радиатор устанавливается вентилятор в режиме отведения воздуха.

Чтобы понять, какой стороной лучше поставить модуль, следует обратиться к практике обозначений «плюса» красным проводом, а «минуса» – черным. При подаче тока с плюсовой клеммы аккумулятора на красный провод модуля, будет нагреваться та его сторона, на которой расположена маркировка. При обратном подключении – противоположная.

Во время эксплуатации самодельного автомобильного холодильника следует принимать во внимание, что продукты, загружаемые в него, должны быть по возможности охлажденными, иначе аппарату придется затратить большое количество энергии и времени на то, чтобы сначала охладить их, а уже затем – поддерживать заданную температуру внутри камеры.

Источник: http://expertfrost.ru/sovet/element-pelte

Автохолодильник своими руками – эффективно и просто!

Автомобильный холодильник своими руками на элементах Пельте

Для того, чтобы сделать автохолодильник своими руками, нет необходимости приобретать дорогостоящие материалы и придумывать сложные схемы сборки. В этой статье рассмотрим простой и эффективный способ сделать автомобильный холодильник при минимальных затратах времени и средств.

1 Самодельный холодильник – собираем корпус

Корпус будущего холодильника можно собрать из различных материалов, однако лучше всего использовать строительный материал, а именно экструзионный пенополистирол. У этого материала есть много плюсов и стоит он недорого. Пенополистирол активно используют для утепления различных конструкций и зданий, он обладает отличными теплоизоляционными свойствами и стойкостью к внешним воздействиям.

Корпус автохолодильника из экструзионного пенополистиролаРекомендуем ознакомиться

Чтобы смоделировать корпус будущего холодильника, вам потребуется один или два листа пенополистирола стандартных размеров и ширины (1200х600 и 50 мм), стоимость одного листа в строительном магазине не превышает 450 рублей.

Для склеивания контейнера потребуется также несколько баллонов монтажной пены.

Для работы также потребуется рулетка для замеров и канцелярский нож, с помощью которого необходимо разрезать лист пенополистирола по заранее подготовленному шаблону.

Стенки контейнера лучше всего сделать двойными, склеив листы между собой монтажной пеной.

Для этого следует нанести на поверхность немного пены, соединить листы и подождать 5–10 минут до полного высыхания, контролируя, чтобы листы не сдвигались из-за расширения пены.

Шаблон размеров можно взять по примеру обычного деревянного ящика, только в нашем случае вместо дерева используется утеплительный материал.

Двойные стенки контейнера

После создания контейнера снаружи его можно покрасить в любой цвет с помощью обычной краски. Лучше красить в несколько этапов, так как краска немного съедает полистирол.

Что касается крышки, то необходимо вырезать кусок материала таким образом, чтобы он максимально плотно прилегал к поверхности и плотно закрывался.

Даже без электрических элементов такой ящик способен сохранять сильно замороженные продукты в течение нескольких часов, так как материал обладает низкими показателями теплопотери.

Чтобы получить полноценный холодильник, необходимо подключить к корпусу элемент Пельтье. Принцип работы прибора термоэлектрического преобразования основан на возникновении разности температур в зависимости от протекания электрического тока. Такой прибор используется и при промышленном производстве автохолодильников, а приобрести его можно в строительном магазине.

2 Соединение электрических элементов

Чтобы сделать полноценный самодельный холодильник, а не просто термоконтейнер, помимо элемента Пельтье необходимо приобрести и компьютерный кулер (в любом специализированном магазине).

Кулер необходим для активного отвода тепла с одной из частей холодильника, так как в процессе работы одна сторона будет нагреваться, другая охлаждаться, за счет этого и будет происходить сохранение определенной температуры внутри коробки.

Для контроля этой температуры необходим также терморегулятор со специальным датчиком, а для подключения холодильника к бортовой сети автомобиля нужен удлинитель с разъемом для прикуривателя.

Компьютерный кулерДля начала необходимо установить элемент Пельтье между двух алюминиевых радиаторов.

На этом этапе можно использовать термопасту для кулера, а по периметру между элементом и радиаторами проложить небольшой кусочек теплоизоляционного материала (подойдет изоляция для труб).

Радиаторы можно соединить пластинами крепления к материнской плате, а пластины – пластиковыми хомутами.

Установка элемента Пельтье в самодельный холодильник автоТаким образом, чем интенсивнее будет охлаждаться горячая сторона контейнера, тем ниже будет температура на холодной стороне.

С одним элементом Пельтье и кулером при правильном монтаже можно добиться температуры минус 2 градуса внутри коробки.

Для понижения температуры внутри можно использовать несколько элементов Пельтье, таким образом, чтобы один охлаждал другой и т. д.

3 Установка конструкции в крышку самодельного холодильника

Если конструкция собрана правильно и при пробном запуске нагнетается нужная температура, стоит приступать к установке кулера с элементом Пельтье в крышку.

Для лучшего теплоотвода рекомендуется увеличить толщину крышки в два раза, то есть посадить на пену еще одну часть пенополистирола по размеру крышки.

Под размер конструкции следует вырезать отверстие в утеплителе (используйте канцелярский нож), затем с помощью наждачки нужно выровнять поверхность и при желании снова покрасить. Краска в этом случае позволяет не только улучшить эстетический вид, но и придает прочности внешней оболочке пенополистирола.

Кулер с элементом ПельтьеДалее нужно установить вентиляторы и промазать швы герметиком. Скорость вентилятора можно регулировать, однако лучше оставить максимальную скорость на выдув для обеспечения максимально возможной низкой температуры.

К вентилятору нужно подключить датчик терморегулятора, а саму плату с помощью саморезов закрепить на крышке. Провод питания к прикуривателю также устанавливается в крышку, можно использовать пластину и саморезы, а корпус пластины закрыть герметиком.

Таким образом, на выходе у вас получится качественный самодельный холодильник. Вес коробки будет примерно 800–900 грамм, столько же по весу будет и крышка с интегрированным вентилятором и терморегулятором.

При использовании такого холодильника в летнюю погоду, при условии, что вентилятор всегда работает на выдув с максимальной скоростью, на дне стабильно будет держаться температура +5 … +7 градусов. При этом вся конструкция будет потреблять не более 4 ампер тока.

Для более мощного результата, как мы уже отмечали, необходимо интегрировать два или три последовательно установленных элементов Пельтье, но это уже будет морозильная камера, а не простой холодильник.

И для создания таких температур необходимо будет использовать дополнительный радиатор и антифриз, по принципу автомобильного кондиционера, а это сделать намного сложнее.

Существует еще несколько способов сделать автохолодильник своими руками, однако представленный способ наиболее эффективный и простой, кроме того, стоимость всех деталей не превышает 3500 рублей, а результата вполне достаточно для перевозки различных продуктов на дальние расстояния.

Источник: https://kareliyanews.ru/avtoxolodilnik-svoimi-rukami-effektivno-i-prosto-2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.