Вязка арматуры для ленточного фундамента

Содержание

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Вязка арматуры для ленточного фундамента

Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения.

Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента.

Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.

Подготовленный арматурный каркас

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента — бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме.

И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев.

Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности — в удачном сочетании качеств:

  • Несложен по конструктивному исполнению.
  • Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).
  • Не нуждается в применении спецтехники.

Ленточный фундамент в опалубке

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

  • Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.
  • Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).

Ошибки проектирования обязательно станут заметными

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые — на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

  • Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.
  • Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.

Расчет шага хомутов при армировании угла

  • На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.
  • Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.
  • Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.

На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу ремонта и проектирования фундамента. Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Материалы и инструменты, используемые для армирования

Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:

Типы арматуры

Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:

  • Материалу изготовления. Стальная арматура — классический, проверенный временем вариант; подразделяется на 6 классов по прочности, ее можно гнуть и сваривать. Композитная арматура содержит углеродные, базальтовые, стеклянные или арамидные волокна. Она более легкая, дешевая, не подвержена коррозии, не сгибается и не подлежит сварке.

Арматура с периодическим профилем отличается улучшенными характеристиками

  • Профилю. Арматура с гладким профилем чаще используется в качестве соединительных перемычек. Арматура с периодическим профилем имеет рельефную поверхность, которая улучшает сцепление с бетоном.

Материалы для соединения

Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:

  • Вязальной проволоки. Надежная и распространенная технология соединения при помощи узла. Существуют разные схемы вязки.
  • Резьбовых и обжимных муфт (в местах механических стыков).
  • Металлических скрепок. Элементы арматуры соединяются без вязки узла.
  • Пластиковых хомутов и клипс (фиксаторов). Пластмассовые изделия обеспечивают простой и быстрый монтаж, устойчивы к коррозии. Их использование одобрено не всеми профессионалами.

Прутья композитной арматуры, скрепленные хомутом

  • Сварки. Процесс отличается быстротой, но сварные швы образовывают жесткое соединение, по плотности отличаются от основного металла и подвержены коррозии. При изменении нагрузки они лопаются и уменьшают прочность фундамента. Способ подходит для соединения стержней больших диаметров (на промышленных объектах); для получения качественного шва нужен сварщик высокой квалификации.

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про заливку фундамента.

Типы инструмента для вязки арматуры

Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:

  • Вязальный пистолет. Самый быстрый способ. Пистолетом неудобно пользоваться в труднодоступных местах; к тому же он расходует много проволоки. Его главный недостаток — цена. Модели ведущих производителей стоят порядка 30000 руб., китайского пистолета хватит на 1 фундамент.

Профессиональный инструмент — пистолет для вязки арматуры

  • Крючок для вязки. Похож на изогнутый и обточенный гвоздь с рукоятью вместо шляпки. Его нередко используют как насадку, зажимая в патроне шуруповерта. Промышленность выпускает винтовые крючки — эффективные в работе, но замедляющие процесс вязки (оставляют длинные хвосты).
  • Народные средства. Если объем работ небольшой и инструментом не запаслись, используют плоскогубцы или изготавливают крючок из подходящего гвоздя. Качественный результат невозможно получить, используя самоделку; такой подход неизменно скажется на прочности конструкции.

Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента на видео:

Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

  • Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.
  • Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

  • Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).

Пример как вязать арматуру для фундамента поперечными хомутами

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про фундамент под деревянный дом.

  • Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном — 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.
  • Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.
  • Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

О том, как правильно вязать арматуру крючком на видео:

Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

  • Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)
  • Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.

Схема армирования ленточного фундамента

Схема вязки арматуры, армирование углов

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

  • От мотка вязальной проволоки отрезается фрагмент длиной 25-30 см (для прутьев сечением 8-16 мм).
  • Проволоку сгибают пополам и заводят под нахлест стержней, размещая по диагонали.
  • Крючком цепляют петлю (место сгиба проволоки), противоположный конец проволоки обводится над пересечением стержней и укладывается над крючком.
  • Вращением крючка вокруг верхнего конца проволоки создается скрутка из 3-4 оборотов.
  • Крючок извлекается, концы проволоки отгибаются внутрь конструкции.

О тонкостях армирования на видео:

Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.

Армирование углов требует соблюдения технологии

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

  • Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.
  • Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.
  • Монтируется верхний горизонтальный пояс. Его задача — сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.
  • Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.
  • Готовится опалубка под фундамент.

Монтаж линейного фрагмента армирующего каркаса

  • Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).
  • Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.
  • Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про кирпич для цоколя фундамента.

Заключение

Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.

Источник: https://m-strana.ru/articles/vyazka-armatury-pod-lentochnyy-fundament/

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Вязка арматуры для ленточного фундамента

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса  монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Источник: https://greensector.ru/stroitelstvo-i-remont/kak-vyazat-armaturu-dlya-nachinayushhikh-sposoby-normy-i-pravila-karkas-pod-fundament.html

СтройкаДиалог

Вязка арматуры для ленточного фундамента

Из статьи вы узнаете:

Вязка арматуры под ленточный фундамент — операция, необходимая для создания надежного долговечного «скелета» будущего железобетонного основания.

Данный способ скрепления армирующих элементов обеспечивает оптимальное соотношение параметров прочности и гибкости фундамента, отсутствие значимых внутренних напряжений, способствующих уменьшению прочности готовой конструкции, устойчивость к внешним нагрузкам.

Зачем производится армирование бетонных конструкций

Главным назначением фундаментного основания является обеспечение устойчивости, более равномерного распределения усилий, оказываемых конструктивными элементами зданий (несущими стенами) на грунт.

Однако абсолютной равномерности не удается добиться на практике, поскольку даже при условии однородного состава почвы, строгого соблюдения технологии обустройства фундамента реальная масса различных участков постройки неравна и, соответственно, нагрузки также разнятся.

Любые бетонные изделия характеризуются хорошими параметрами сопротивления осевому сжатию при низкой стойкости к растягивающим усилиям. Металлическая арматура исправляет этот недостаток благодаря высокой пластичности.

Железобетонные конструкции обладают отличной сопротивляемостью разнонаправленным нагрузкам и являются значительно экономичнее бетонных, поскольку менее массивны, следовательно, требуют меньших объемов выполнения работ, временных затрат, расхода материалов.

В последнее время все чаще для изготовления фундаментного металлокаркаса применяется альтернативный вид арматуры, выполненный на стекловолоконной либо другой полимерной основе.

Сравнение характеристик металлической и стекловолоконной (композитной) арматуры

Современные композитные арматурные прутья могут изготавливаться на основе углепластика, стеклопластика либо базальтопластика. В России из этой категории продукции наиболее распространены стеклопластиковые изделия, поскольку они отличаются лучшим соотношением качественных и ценовых характеристик.

Более распространенной сферой использования этих композитных материалов является обустройство армированных монолитных фундаментов, стен цокольных этажей, конструктивных элементов здания, подлежащих дальнейшему утеплению.

Главным преимуществом композитной арматуры является низкие показатели теплопроводности, обеспечивающие лучшую степень энергоэффективности построек. Также стекло-, угле-, базальтопластиковые прутки практически не подвержены разрушению с течением времени, поскольку не способны ржаветь и разлагаться вследствие воздействия влаги и интенсивного размножение бактериальных, плесневых колоний.

Каркас, изготовленный посредством вязки арматуры полимерной, можно выполнить намного быстрее, чем аналогичную конструкцию на основе металлических прутьев по причине низкой массы и простоты обработки — обрезать композитное изделие намного легче, чем металлическое.

Отличительные особенности полимерной арматуры:

  • Стеклопластиковые и другие полимерные прутья обладают прочностью на растяжение примерно в 2,5 раза большей, нежели металлические аналоги.
  • Практически абсолютно устойчивы к воздействию кислорода, не способны разрушаться при контакте с атмосферным воздухом, водой и прочими кислородсодержащими реагентами.
  • Являются отличным тепло- и электроизолятором.
  • При нормальных условиях полимерные прутки обладают высоким сопротивлением к разрывным усилиям, однако этот показатель существенно cнижается при повышении температуры.
  • Каркас на основе композитной арматуры невозможно соорудить с помощью электросварки.
  • В случае воздействия открытого пламени стеклопластик и другие подобные полимеры способны поддерживать процессы горения, стальные же прутья относятся к негорючим материалам.
  • Масса стеклопластиковых прутков почти вчетверо меньше веса металлических аналогов.

Исходя из вышеописанных сравнительных параметров можно сделать вывод, что применение композитной арматуры оправдано в случае необходимости сооружения ленточных фундаментов, которые в процессе эксплуатации будут испытывать сравнительно небольшие механические нагрузки.

Особенно весомым в выборе материала для армирования фундаментного основания является следующий факт: все ныне применяющиеся методики расчета каркаса базируются на использовании арматуры из стали.

Поэтому решив отдать предпочтение полимерным вариациям, собственник (либо учредитель строительства объекта) принимает всю ответственность на себя.

Еще одним малоприятным фактором, никак не способствующим распространению нового технологичного метода организации композитных фундаментных каркасов на территории России, является отсутствие утвержденных стандартов, регламентирующих качество готовой арматуры. По этой причине на данный момент значительная часть такой продукции, представленной на рынке, является кустарной и не соответствует минимальным требованиям.

Схема расположения арматуры в каркасе ленточного фундамента

Правила обустройства армокаркасов ленточных фундаментов указаны в СНиП 52-01-2003. Согласно действующим нормам, должны соблюдаться следующие условия:

  • Конфигурация каркаса должна быть такой, чтобы обеспечивать правильную заливку бетонной смеси в соответствии с технологией.
  • При изготовлении армокаркаса необходимо выдерживать заложенный в проекте шаг и использовать соответствующий вид арматуры, обеспечивающий несущую способность фундаментного основания на уровне не ниже расчетной.
  • В точках пересечения должно обеспечиваться неподвижное соединение.
  • Следует предусматривать антикоррозионный слой для обеспечения долговечности фундамента.
  • Для продольных элементов конструкции подбираются прутки класса А400 и выше с периодическим профилем, диаметр которых составляет не менее двенадцати миллиметров. На участках длиной менее трех метров допускается использование 10-миллиметровой арматуры.
  • Рекомендуется минимизировать количество продольных соединений, для чего используются прутки заводской длиной 11700 миллиметров. Не допускается соединения соседних продольных элементов на одном и том же вертикальном уровне, должно обеспечиваться смещение не менее 0,6 метра.
  • Продольные прутья армокаркаса не должны находиться на расстоянии выше 400 мм друг от друга, оптимальное удаление от поверхности готового основания составляет 30…50 миллиметров.
  • Вертикальные детали каркаса, испытывающие значительно меньшие нагрузки, могут выполняться из более дешевой арматуры — гладкой, диаметром 6…8 миллиметров.
  • Расстояние между стойками и хомутами (поперечными элементами конструкции) должно быть не менее 100 и не более 500 миллиметров. Наилучшим принять считать шаг установки хомутов, равный ¾ полной высоты фундамента.
  • Число продольных стержней (ярусов) зависит от габаритных размеров основания. В случае обустройства фундамента, к которому не предъявляется высоких требований по несущей способности, можно обойтись простейшей конфигурацией армокаркаса, представляющей собой в поперечном сечении квадрат либо прямоугольник.

Вязка арматуры в угловых зонах каркаса

На углах, в местах пересечений фундаментное основание обычно подвергается значительно большим нагрузкам, чем на прямых участках. А обычная вязка продольных элементов под прямым углом не обеспечивает требуемых показателей прочности. Сегодня используется три основные методики, позволяющие добиться повышенной жесткости, способности противостоять растягивающим нагрузкам.

Первый метод

Осуществляется путем загиба внешних и внутренних продольных элементов каркаса под прямым углом. При этом загнутые участки внутренней арматуры закрепляются на внешней. Уменьшается также шаг поперечных прутков — в угловых зонах он принимается равным ½ основного шага.

Второй метод

Применяется в случае недостаточной для требуемого загиба длины продольных прутков. Для соединения используются Г-образные обрезки арматуры, располагаемые в соединении аналогично первому способу организации углов армокаркаса.

Третий метод

Считается наиболее надежным, обеспечивающим максимальную прочность конструкции. Осуществляется с помощью П-образных элементов, располагаемых на каждом из уровней.

Технологии соединения элементов каркаса

Вязка арматуры для фундамента может производиться несколькими способами. Наиболее популярны следующие технологии:

С помощью пластиковых стяжек

Данный метод является наиболее простым, не требующим никакого специализированного инструмента.

Современные хомуты, используемые для этих целей, производятся из прочного поливинилхлорида, не подверженного ни коррозионным процессам, ни биологическому разрушению.

По этим причинам достигается надежное соединение, способное сохранять целостность на протяжении всего срока службы фундаментного основания.

Сварочным способом

Эта технология считается не самой эффективной, поскольку сварные арматурные конструкции недостаточно эффективно противостоят вибрационным воздействиям и могут легко разрушиться еще на этапе заливки бетонной смеси и ее уплотнения посредством строительных вибраторов.

Такой метод организации металлокаркаса для фундамента требует наличия сварочного аппарата, специалиста-сварщика и точки подключения к электросети соответствующей мощности.

Также к минусам данного способа относится перегрев участков арматуры в зоне соединения, что может отрицательно повлиять на пластические свойства конструкции.

И еще один важный момент: сварке подлежат только прутья, в маркировке которых располагается буква «С».

Посредством проволоки

Самая распространенная на сегодня методика вязки арматуры и самая доступная, малозатратная. Любой рабочий, даже самой низкой квалификации, сможет освоить этот метод за несколько минут.

Для соединения металлических прутьев с помощью проволоки можно использовать специальный крючок, позволяющий значительно ускорить процесс и обеспечить высокое качество затяжки. В общем случае технология вязки арматуры проволокой реализуется следующим образом:

  • Отрезается от мотка проволоки заготовка — примерно 200…300 миллиметров длиной, сворачивается в две жилы.
  • Обворачивается место соединения по диагонали дважды.
  • Закручиваются получившиеся петли с помощью заранее подготовленного крючка, пассатижей либо любого другого подходящего для этих целей ручного инструмента.

Более прогрессивным вариантом создания соединения между арматурой является использование электроинструмента.

В самом простейшем случае можно использовать обычный гвоздь (лучше — сточенный на конус), загнутый под прямым углом и вставленный в патрон электрического сетевого либо аккумуляторного шуруповерта/низкооборотистой дрели.

Таким образом при наличии некоторых навыков, сноровки можно значительно увеличить эффективность, скорость производства работ.

вязки арматуры с помощью проволки и крюка:

Однако можно еще более ускорить процесс вязки арматуры, обеспечив при этом оптимальную степень затяжки каждого узла. Для этого следует использовать специальный вязальный пистолет. Сегодня, как и многие другие разновидности ручного инструмента, вязальные пистолеты все чаще используются автономные, получающие энергию для работы от встроенных аккумуляторных батарей.

Этот ручной инструмент оснащен сменным барабаном с расходным материалом — вязальной проволокой. Единственным недостатком его являются затруднения при осуществлении соединений арматуры в труднодоступных зонах — там зачастую выручает только ручной способ (с помощью крючка либо пассатижей).

Как вязать арматуру для ленточного фундамента

Для сооружения каркаса под фундаментное основание требуется пользоваться проектной документацией либо исходить из эмпирических данных (исходя из ориентировочной нагрузки на конструкцию, размеров, конфигурации вырытой траншеи). Стандартная процедура вязки арматуры состоит из следующих операций:

  • Подготовка вертикальных конструктивных элементов (хомутов).
  • Монтаж горизонтального пояса в нижней плоскости.
  • Закрепление с помощью вязальной проволоки, сварки либо ПВХ-хомутов вертикальных перемычек на нижнем горизонтальном поясе.
  • Обустройство верхнего горизонтального пояса путем закрепления арматуры к верхним участкам перемычек.
  • Организация угловых связей. Данный этап требует особенно внимательного отношения, четкого соблюдения всех технологических нюансов, поскольку угловые участки, зоны перемычек обычно подвергаются более высоким нагрузкам, нежели прямые участки фундаментного основания.

На этом мероприятия по подготовке армокаркаса считаются завершенными. Остается обеспечить надежную опалубку и залить заготовку бетонной смесью в соответствии с технологическими требованиями.

Технологии обустройства каркаса ленточного фундамента

На вопрос, как правильно вязать арматуру для ленточного фундаментного основания, однозначного ответа не имеется. Оптимальная технология производства данных операций определяется исходя из конкретных условий: типа грунта, погоды, времени года, размеров траншеи и т. д.

При наличии достаточного свободного места вязку арматуры рекомендуется осуществлять непосредственно на месте заливки.

В случае установки фундаментного основания в узкой и высокой траншее часто единственным подходящим способом бывает сборка каркаса по частям, помещение готовых элементов в траншею и соединение.

В некоторых регионах России получил распространение способ местной формовки металлокаркаса, предусматривающий предварительное забивание в грунт вертикальных стоек, затем прикрепление к ним горизонтальных элементов.

В этом случае в качестве забиваемых в грунт элементов используется арматура увеличенной толщины (диаметром 16…20 миллиметров), на участках между стойками применяются прутья классического размера (6…8 миллиметров).

Подводя итоги

Одним из самых трудоемких этапов сооружения ленточного фундамента является обустройство металлического либо полимерного каркаса. При небольших объемах и наличии массы свободного времени можно преуспеть в этом начинании даже самостоятельно, без помощников.

Но если вы впервые занимаетесь подобной процедурой, рекомендуется заручиться поддержкой опытного строителя, поскольку этап обустройства фундаментного основания является одним из самых важных, основополагающих, обеспечивающих долговечность, функциональность и комфортность будущей постройки.

Источник: http://stroikadialog.ru/articles/fundament/vyazka-armatury

Вязка арматуры под ленточный фундамент – Фундамент своими руками

Вязка арматуры для ленточного фундамента

«В ленточном фундаменте, нагрузку на растяжение принимает арматура, а нагрузку на сжатие – бетон». Истина, которую следует учитывать.

Снова рад видеть Вас, уважаемые читатели!

В этой статье продолжим предыдущую тему о том, как самостоятельно обустроить ленточный фундамент (мелкозаглубленный). Речь пойдёт об одном элементе процесса. А точнее, наша тема на сегодня — вязка арматуры под ленточный фундамент. Итак, чтобы не «навязать» лишнего, разбираемся, как и чем конструировать арматурный каркас. Присмотримся.

Сразу исключаем процесс сварки. Это ведёт к ранней коррозии металла и риску потери прочности (особенно если под фундаментом «гуляет» пучинистый грунт). Добавить нечего. Всё ясно. Поэтому только вязка. Поехали!

Какая арматура и чем её вязать (материалы)

Арматура и проволока. Выбирая арматуру, смотрите на её индекс. Есть два типа, которые можно использовать:

  • К – коррозионно-стойкая (от растрескивания, которое возникает при напряжении);
  • С – свариваемая.

Если предлагают другие индексы, вежливо улыбаемся и идём дальше.

Сечение. Для армирования ленточных фундаментов обычно используют гладкую и ребристую арматуру от 6 до 14 мм. Причём, не или/или, а ту/и ту.

Альтернатива. Полимерная (композитная) арматура. Аналог A III, с диаметрами от 4 до 16 мм. Относительно новый материал, имеющий по заверению продавцов, ряд достоинств (в сравнении с традиционным). В том числе:

  • Дешевле;
  • Легче (в 10 раз)
  • Прочнее на разрыв (в 3 раза);
  • Не боится коррозии, кислот и щелочи;
  • Не намагничивается;
  • Не проводит электрический ток;
  • Не создаёт помехи радиоволнам;
  • Сейсмоустойчива;
  • Намного долговечнее железа;
  • Не теплопроводна;
  • Дешевле в транспортировке
  • Более удобна в работе.

Ну и как такую арматуру, не купить.

Проволока для вязки – стальная, мягкая диаметром 1 – 1,4 мм. Толще не надо. Плохо сгибается. А если тоньше, придётся складывать в несколько раз. Или опять же альтернатива — пластиковые «завязки».

Классический вариант — проволока (вязальная) Альтернатива — пластиковые хомуты

Обратите внимание на полимерные фиксаторы для арматуры. Их применение, облегчает процесс. Да и цена, в общем, не кусачая. Правда, они больше подойдут для плитного фундамента.

Расчёт нужного количества

Правильный расчёт количества бережёт деньги, время и нервы. Эта истина ясна каждому. Вначале прикинем ребристую арматуру. Кому не интересно — промотайте вниз. Уравнение будет примерно таким:

(Периметр бани) + (общая длина внутренних стен, под которыми будет фундамент) х (кол-во прутьев в планируемой схеме). Пример: Берём сооружение с длиной фундамента 5 м. по одной стороне и 7 м. по другой. С внутренней стеной, длиной 7 м. Допустим, схема предусматривает 5 продольных прутков ø 10 мм. Считаем:

(5+7) х 2 = 24 м. Это внешний периметр фундамента.

24 + 7 (внутренняя стена) = 31 м. Получили общую длину фундамента в метрах.

31 х 5 (кол-во прутков в конструкции) = 155 м. Это общее кол-во арматуры.

Если не получилось найти пруток нужной длины, придётся соединять отрезками. Это следует делать внахлёст, не меньше 1 метра. Учтём и этот момент.

Предполагаем, что продольные прутки арматуры в каркасе будут с одним соединением.

5 (кол-во прутьев в конструкции) х 5 (общее кол-во внешних и внутренних стен опирающихся на фундамент) = 25.

Значит, у нас будет 20 соединений, для которых понадобится 20 дополнительных метров. Учтём. 155 + 25 = 180 м. Всё. С горизонтальным прутком покончили.

Рассчитываем вертикальные поперечные перемычки. Берём, для примера, ø 6 мм, а шаг ячейки = 0,4 м.

Разделив длину фундамента (общую) на шаг ячейки, получим кол-во так называемых «колец».

31 м : 0,4 м = 77,5 (78). Всё. Сколько колец, нам известно.

Предположим что высота армированной конструкции = 0,4 м и расстояние между прутками = 0,25 м. Считаем. (0,4 + 0,25) х 2 = 1,3 м. Это периметр одного кольца.

Высчитываем общее кол-во: 78 х 1,3 = 101,4 (округляем до 102) м.

«Обычно арматурный пруток продают на вес (не на метраж). Чтобы определить массу, обратитесь к справочнику (гугл в помощь). Главный момент, соответствие ГОСТ 5781-82. В нём точно указывается масса 1 метра. Ещё ГОСТ 2590-88. В нём найдёте параметры круга».

  • Длинные сегменты каркаса арматуры получают наибольшие нагрузки. Исходя из характеристик почвы, для них обычно применяют ребристую арматуру от 10 до 14 мм в диаметре (больше различий по периметру будущего фундамента — больше сечение).
  • Укладываемая вдоль траншеи арматура, должна иметь отступ от боковых стенок, дна и уровня верхней границы заливки бетона, в пределах 50 — 80 мм. Кстати, именно об этом, многие спрашивают.
  • Например, для фундамента с шириной заливки 40 см, оптимальное расстояние между продольными прутками в одной горизонтальной плоскости — 30 см, а в вертикальной — от 10 до 30 см. Шаг зависит от характера грунта и предполагаемой нагрузки на основание.
  • Для вертикальных и поперечных элементов, используют гладкий пруток ø 6-8 мм. Такого диаметра достаточно, поскольку на них приходится меньшая нагрузка.
  • Шаг между вертикальными поперечными рёбрами, от 10 до 30 см (максимум, до 50 см).

Способы (схемы) вязки

Вначале про инструменты для вязки. Они позволят ускорить и улучшить качество. Основные:

Вязальный крючок (есть два вида). Покупайте фабричный или мастерите самодельный.

Пистолет для арматуры : Вязальный пистолет самостоятельно обхватывает пруток и автоматически обвязывает его. Супер! Правда, для домашней работы Вы его приобретать не станете. Если есть знакомый строитель, обратитесь за такой штукой к нему. Чтобы построить баню или дом, он нужен только один раз, так что — вложение денег нерентабельно.

Также применяют шуруповёрт с насадкой: крутить быстро, но иногда не удобно.

Ну а теперь схема, точнее схемы. Следите за руками, как говорил фокусник:

  • а) вязка в пучке без подтягивания;
  • б) вязка узлов в углах;
  • в) узел двухрядный;
  • г) узел крестовый;
  • д) узел глухой;
  • е) крепление соед. элементом:

1, 3 – стержни, 2 – соединительный элемент. I – вид спереди; II – вид сзади.

На этом всё. Надеюсь, статья была полезной и отвечает на основные поставленные вопросы.

Вязка арматуры под ленточный фундамент своими руками: способы и схемы
Вяжем арматуру под ленточный фундамент. Все способы и варианты данной работы.

Источник: postroibanu.ru

Вязка арматуры под ленточный фундамент применяется при создании пространственного металлического каркаса для заливки фундамента бетонной смесью.

Это важный и ответственный процесс, от правильности выполнения которого, зависит надежность и прочность всей конструкции будущего здания. Вязка арматуры относится к самому распространенному способу сборки армирующего каркаса.

В строительстве существует два способа соединения арматуры – сварной и с помощью вязальной проволоки. Качественную сварку арматурных каркасов производят контактной сваркой, что возможно лишь в заводских условиях.

На строительной площадке нет подходящих условий для этой технологической операции, поэтому армирование бетонных конструкций с помощью вязальной проволоки самый доступный метод, широко используемый в строительстве.

Назначение каркаса под ленточный фундамент

Ленточный фундамент служит для передачи распределенной нагрузки от здания на грунт основания. Чтобы установить фундамент необходимо вначале сделать пространственный каркас из арматуры и залить его бетоном.

Пространственный каркас выполняется из арматуры разных диаметров и состоит из рабочей арматуры большего диаметра с периодическим профилем и соединительной (монтажной) из гладкой арматуры меньшего диаметра.

Рабочая арматура в каркасе принимает нагрузку, монтажная арматура соединяет рабочие стержни в единый каркас.

Арматура с рифленым периодическим профилем имеет высокую прочность и сопротивляемость изгибающим усилиям, чем гладкая арматура

Устройство пространственного каркаса ленточного фундамента

Инструмент для связывания элементов каркаса

Связывать арматуру в каркас лучше всего с помощью обыкновенного крючка из проволоки.

Вязальный металлический крючок имеет вид металлического стержня с изогнутым окончанием наподобие крючка для подхватывания петли из вязальной проволоки.

У домашних строителей не всегда есть возможность использования профессионального инструмента для вязки арматуры и поэтому пользуются простым в изготовлении металлическим крючком, который легко сделать из подручных материалов.

В домашних условиях для изготовления такого приспособления вполне подойдет ручка от малярного валика, которую можно согнуть под необходимым углом, а конец немного заточить и придать форму крючка. Сварочный использованный электрод или обрезок металлического прута диаметром 5мм тоже могут послужить заготовкой для изготовления вязального инструмента.

Пример изготовления вязального крючка:

Шаблоны для вязки каркаса

При сборке пространственного каркаса под ленточный фундамент приходится связывать большое количество стержней. Дело это очень кропотливое и ответственное. Чтобы облегчить монотонный и однообразный ручной труд арматурщика, применяют заранее подготовленные шаблоны – верстаки. Шаблоны значительно облегчают работу по изготовлению арматурной сетки.

Такое приспособление изготавливают из деревянного бруса. Ширина шаблона чуть больше длины стержней арматуры и может составлять от 30 см до 50 см, длина не превышает 3 м. В деревянной конструкции шаблона вырезаются пазы и просверливаются отверстия, повторяющие контур стержней каркаса.

Одинаковые куски вязальной проволоки раскладывают в подготовленные отверстия и потом обвязывают крючком соединительные узлы арматуры.

Источник: https://postroifundament.ru/vyazka-armaturyi-pod-lentochnyiy-fundament.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.